Белые ходоки

Наконец в Беларуси наступила настоящая зима с обильным количеством снега, большими сугробами и сильными морозами. Мы долго ждали такой погоды, чтобы осуществить давно запланированную вылазку на природу. Теперь же настал наш час – настало время белых ходоков.

Небольшие сборы, рюкзак за спиной, билет в кармане – и вот я уже еду на поезде ранним субботним утром по направлению к Сморгони. А что там? А там меня ждет мой товарищ, такой же любитель приключений, как и я, готовящийся распахнуть для нас свои гостеприимные объятия лесной массив и еще ряд интересных объектов.

Полтора часа пролетают незаметно, и вот я уже стою на перроне и прощаюсь с комфортным и уходящим вдаль поездом Минск-Вильня.

Уходящий поезд Минск-Вильня

Вокруг тихо и спокойно. Вся столичная суета осталась позади. Нас окружает субботнее утро уездного города. Людей практически нет. Мирно спит в полудреме вокзал.

Вокзал в Сморгони

Но нам нельзя расслабляться, ведь мы приехали сюда совсем не за этим. Нас ждет впереди активный отдых. Программа весьма насыщена, и не стоит терять времени. Поэтому мы оставляем вокзал за спиной и отправляемся в путь.

А нет, не так быстро. Для начала надо сделать парочку фотографий самих себя, пока мы еще свежие и совсем не уставшие.

Белый ходок в начале пути

Белый ходок в начале пути 2

Пожалуй, стоит вкратце рассказать о запланированной программе мероприятий. А планы таковы – совершить пеший переход до предполагаемого места ночевки в лесу протяженностью порядка 7-8 километров, во время которого посмотреть оборонительные объекты линии немецких укреплений времен первой мировой войны. Часть пути должна пролегать по дорогам, а часть по заснеженным полям и лесному массиву напрямки, без всяких дорог. Затем надо подобрать себе место для ночевки, подготовить все как следует, ведь ночью ожидаются не такие уж и маленькие морозы (по прогнозам где-то порядка -20°С). После чего в планах выдвинуться к месту расположения бывшей ракетной части под Сморгонью и посмотреть, что это место представляет собой сейчас.

Мы отходим от станции на километр с небольшим, и нам попадается первый разрушенный немецкий дот.

Разрушенный бункер

Все засыпано снегом, да и к тому же там остались одни развалины, поэтому лезть туда никакого желания не возникает. Так что мы двигаемся дальше. А куда – хорошо видно на следующей фотографии.

Ходок на линии немецких укреплений

Идти нам предстоит вдоль линии электропередач. Слева от нее в полях и находится основная часть запланированных для просмотра укреплений. Немало интересного и памятного о боях первой мировой сохранил в себе и тот лесной массив, что виднеется справа. Но туда мы не пойдем, ибо снег основательно укрыл собой все тайны и загадки тех времен.

Еще каких-то 200-300 метров по снегу, и мы уже стоим возле первого достаточно хорошо сохранившегося укрытия.

Ходок у немецкого бункера

Заходим внутрь и делаем небольшую инсценировку на тему захвата пленного румына.

Пленный ходок внутри немецкого бункера

А еще на перекрытии этого укрепления находятся декорации к кинофильму «Чужой».

Декорации из кинофильма Чужой внутри бункера

Все, я хочу снова на свежий воздух. В полуприсяде шкрябаю рюкзаком по потолку и выбираюсь наружу. Двигаемся дальше и вскоре нам попадается верный признак того, что мы на правильном пути.

Ходоки

Мы идем, а в полях то тут, то там виднеются хмурые и угрюмые немецкие доты.

Немецкий дот

Немецкий дот 2

Немецкий дот 3

Да, здесь хорошее место для различных инсценировок и военно-исторических игр на данную тему. А тем временем мы продвигаемся дальше и достигаем одной знаковой точки.

Белые ходоки 3

Здесь мы проходим обряд инициации, переходим на качественно новый уровень и становимся настоящими белыми ходоками.

Белые ходоки 2

А раз ты назвался белым ходоком, то негоже тебе все время топать по утоптанным зимним дорожкам. Вот и приметное дерево у кромки леса, возле которого мы сворачиваем вбок и весело хрустим снежной целиной.

Дерево у зимней развилки

О том, что наш выбор является верным, свидетельствует и перышко, которое встречается нам на пути. Помните сказки из детства? Добрым героям в их странствиях всегда попадались различные подсказки.

Перышко

Пройдясь по полю, мы, наконец-то, углубляемся в лес. Там идти становится даже несколько легче – часть снега осталась на деревьях, поэтому мы уже не так сильно утопаем в нем. И пока идем, мы потихоньку знакомимся с теми жителями, кто здесь обитает. Вот следы зайчишки, вот видно, что куда-то по своим делам спешила лисица, а здесь видна уверенная поступь одного из хозяев данного леса – лося.

Поблуждав по лесу где-то километра этак с 2, мы, наконец, определились с местом своей предстоящей ночевки. А раз так, то можно развести костер и чем-нибудь подкрепиться. Однако если костер разгорелся у нас буквально с первой спички (без всяких там бумажек, сухого горючего, специальных жидкостей и прочих подсобных средств изнеженных домашних туристов), то с его поддержанием возникли некоторые проблемы. Мелкие и небольшие ветки воспламенялись и горели без всяких проблем, однако те, что покрупнее, наотрез отказывались вносить свой вклад в общее дело и лишь дымили и злобно шипели на нас в ответ. Какую-то серьезную заготовку дров мы сейчас начинать не хотели, а хотели лишь сделать небольшой костер, чтобы погреть себе еду и покушать. Но вся эта ситуация заставила подойти к делу более основательно. Поэтому в ход были пущены следующие неоспоримые аргументы:

1. Топор

Топор

2. Пила

Пила

Результат не заставил себя ждать. Вот Саша сидит довольный у костра на месте нашего будущего шалаша.

Ходок у костра 2

Пожалуй, стоит дать более общий план. Да-да, именно здесь нам и предстоит провести ближайшую ночь.

Ходок у костра

Поскольку на костер было затрачено больше времени, чем запланировано, то мы решили не рисковать и сначала полностью обустроить свой ночлег, и лишь затем выдвинуться по направлению к ракетной базе. Ближайшее время нам предстояло рубить, пилить и строить.

Сказано – сделано. Вот вам мастер-класс по рубке дров от Саши.

Колем

Колем2

Что, слишком обыденно и скучно? Тогда мы сейчас покажем вам, как можно пилить дрова. Можно по-простому.

Пилим

А еще можно так.

Пилим2

И вот так.

Пилим3

И даже так

Пилим4

В общем, мы пилили, рубили, кололи, носили, тягали, собирали, укладывали, высыпали, привязывали, раскладывали, закрепляли и в результате к наступлению темноты соорудили себе следующее укрытие.

Шалаш2

Шалаш3

Времени у нас это ушло гораздо больше запланированного, поэтому на ракетную базу мы решили уже не идти, но теперь обо всем по порядку.

Во-первых, если с постройкой каркаса нашего шалаша не возникло никаких проблем, то набрать необходимое количество лапника оказалось не такой уж простой задачей. Да, прямо говоря, с этим была просто беда. В итоге, чтобы собрать хоть что-то, пришлось обходить все вокруг с большим радиусом, и даже этого было недостаточно. Как следствие, было принято решение восполнить нехватку лапника снегом. Для этого мы сначала принялись подгребать к шалашу находившийся рядом с ним снег, но его также оказалось недостаточно, да и к тому же мы его порядком утоптали за все это время. Однако, после некоторых раздумий было найдено простое и эффективное решение. Мы развернули плащ-палатку, отнесли ее в сторонку, где еще не успели ничего истоптать, а затем заполнили ее снегом и оттащили обратно к шалашу. Четырех-пяти таких ходок оказалось достаточно, чтобы полностью укрыть наш шалаш со всех сторон и надежно защитить его от ветра и сквозняков.

А теперь к этому добавить нодью (такой тип костра, кто не знает) с экраном (который мы по лени своей не доделали) – и нам не страшен никакой мороз.

Шалаш4

Шалаш5

Шалаш6

Во всем этом было лишь два минуса. Во-первых, в силу своей природной лени вместо более толстого сухого дерева мы свалили более тонкое (правда потом подумали и свалили еще одно). В связи с чем мне пришлось 2 раза ночью вставать для того, чтобы подкладывать в нодью новые бревна.

Во-вторых, сваленные деревья оказались чуть менее сухими, чем нужно, да и к тому же мы не совсем учли направление ветра, поэтому во время ночевки нас периодически окутывали «лечебные дымы», заставляя наши глаза слезиться от умиления. Нет, лежать и спать там было нормально, но если тебе нужно было выбраться из шалаша, то сделать это можно было только перебравшись через нодью. Картина получалась очень забавной. Ты стоишь снаружи и видишь скрытый в дыму шалаш, как вдруг из ниоткуда, прямо из дыма, навстречу тебе появляется рыдающий и плачущий (от счастья сделать глоток свежего воздуха) человек.

Но вообще Саше там понравилось, он забился в самый дальний угол шалаша и не вылазил оттуда всю ночь. А до этого (пока мы еще не улеглись спать) периодически баловался «лечебными дымами».

Шалаш7

А также устраивал фейерверки из искр.

Шалаш8

Но в целом, в ту субботнюю ночь с 20-градусным морозом, пожалуй, мало было более счастливых людей, чем Саша (да и я тоже не жалуюсь).

Шалаш9

Расположившись ближе к костру, я практически всю ночь спал вообще без перчаток, снял горку (верхняя одежда) и даже не залазил в спальный мешок. Однако совершил все же одну ошибку, которая мне потом дорого обошлась. Подкладывая в костер последнее бревно, я прикинул время его горения и понял, что до самого нашего пробуждения его не хватит, поэтому все же снял свою обувь, поставил ее подальше от костра (на всякий случай) и залез в спальный мешок. Когда я проснулся, то костер действительно еле тлел. Рядом тихо ругался Саша, пытаясь натянуть свои ботинки. Вскоре с это же проблемой столкнулся и я. Они промерзли и превратились в задубевший кусок кожи с подошвой. И хотя я справился с ними быстрее Саши, пока они у меня прогрелись и разносились, я успел себе сбить все ноги и натереть неплохие мозоли на пятках.

Тем временем мы раздули из углей костер, сделали себе кофе и слегка перекусили. Надо было решать, что делать. Всего имелось 3 варианта:

1) идти смотреть ракетную базу;
2) успевать на электричку, которая отъезжала со станции после 10 часов;
3) идти на электричку, которая отъезжала со станции после 11 часов.

От первого варианта было решено отказаться, поскольку иначе мы бы очень поздно вернулись домой. Третий вариант был плох для меня тем, что мне пришлось бы провести несколько часов в Молодечно в ожидании электрички на Минск при пересадке. Поэтому выбор был сделан в пользу второго варианта, но нужно было спешить, ибо времени было в обрез. Но для начала нужно было выбраться из леса. Возвращаться мы решили другим путем и даже натолкнулись на какую-то колею, которая вела в почти нужном нам направлении. Однако судьба наказала нас за то, что мы поддались на это искушение – колея оборвалась перед завалом.

Фотографий я уже больше никаких не делал, ибо мой фотоаппарат промерз явно не меньше моих ботинок, поэтому я просто не хотел его трогать.

Вскоре мы вышли на нормальную дорогу и ускорили шаг. По всем прикидкам выходило, что мы вроде как успеваем, но успеваем впритык, без какого-либо резерва по времени. Поэтому когда дорога пошла с горки вниз, Саша предложил пробежаться. О, это так классно, бегать со сбитыми ногами по скользкому укатанному снегу с не таким и легким рюкзаком за спиной. Но что поделаешь. Впереди у нас была установленная нами же цель – успеть на этот утренний поезд, успеть во что бы то ни стало.

Сотни метров оставались позади, а расчет показывали, что мы по-прежнему находимся в зоне риска, т.е. вроде как успеваем, но на тоненького. Поэтому когда мы вышли на дорогу с чистой от снега частью дорожного полотна, пробежаться предложил уже я. Все это превратилось в игру успеем / не успеем, которая, как ни странно, доставляла удовольствие. В итоге ж/д станция находилась уже в прямой видимости, когда мы услышали, что на такую-то платформу прибывает нужный нам поезд. Саша в последнем рывке бросился к зданию вокзала для того, чтобы приобрести билеты. Я же остался у входа, всматриваясь вдаль в ожидании поезда. Если бы Саша задержался, то поезд стал бы так, что перегородил бы собой проход от касс к платформе, с которой производилась посадка.

К счастью, очереди в кассе не было, поэтому мы успели купить билеты и даже сделать мою фотографию.

На перроне в Сморгони

Ну а поезд пришел всего лишь спустя минуту после этого…

P.S. В Сморгонь я приехал без пересадок на весьма комфортном поезде за 32.000 рублей. В нем ехали довольные и культурные люди. Обратно я ехал сначала на дизеле, а потом на электричке. Потратил на это в полтора раза больше времени и заплатил в полтора раза меньше денег. Ни о каком особом комфорте речи уже не шло. Большая часть людей сидела угрюмая, а невдалеке вообще один товарищ бомжеватого вида с пакетом извлек оттуда сушеную рыбу, употребил ее, запив какой-то прозрачной жидкостью из пластиковой бутылки (я так и не понял, вода или водка), а затем спал всю оставшуюся часть пути, плавно перемещаясь с плацкартного сидения на пол.

P.P.S. Когда я вышел в Минске из вагона, то тут же был остановлен милицией на предмет проверки личности. На вопрос о причинах такого интереса к моей персоне мне ответили, что я похож на какого-то бандита, на которого есть ориентировка. Хорошо, что у меня был с собой паспорт, который был необходим мне для посадки на поезд до Сморгони…

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone