Экспедиция по геодезической дуге Струве. Часть 3.

Утро выдалось пасмурным и туманным. Мой иксёныш долго не хотел заводиться. Кто-то скажет, что это не логично и не правильно, но я отправился в поездку с уже практически не работающим аккумулятором. В дороге он, конечно, подзаряжался, но если мотоцикл заглушить, то заряд держался лишь 5-20 минут, как повезет. После этого мотоцикл снова приходилось заводить кик-стартером. Давно было бы уже пора купить себе новый аккумулятор, но я упрямо откладываю это дело до следующего сезона. Мотоцикл я все же завел и очень хорошо согрелся при этом. Надо было отдышаться…

Я взял фотоаппарат и вышел на край леса, чтобы сделать еще пару дальних снимков находившегося рядом со мной пункта геодезической дуги.

55

Он утопал в тумане, но судьба его была предрешена. Больше я задерживаться здесь не планировал, поэтому какая бы ни была погода, я все равно поехал бы дальше по маршруту.

56

Сказано – сделано. Я вернулся к своему иксёнышу, который успел хорошо прогреться за это время, и уже через пару минут был у геодезической вышки.

57

Знак имел вмятину в верхней части.

58

Интересно, кем и зачем она была сделана? Может это следствие падения?

Как бы там ни было, я двинулся дальше. Если не считать дополнительно проведенные в шалаше сутки, теперь мое отставание от графика составляло всего один пункт дуги. Соответственно, я рассчитывал ликвидировать его, а может даже и создать некоторый отрыв. Для этого мне нужно было поскорее добраться к очередному геодезическому пункту Виднополь. От него меня отделяло порядка 25 километров. Я рассчитывал преодолеть это расстояние (по проселочным, грунтовым и лесным дорожкам) за полчаса, но суровая реальность внесла свои неизбежные коррективы. Я проехал мимо деревни Луды и свернул в поле. Здесь был какой-то загон для скота. Петляя между установленными в земле столбиками с временами натянутой между ними проволокой, я старался выехать к тропинке, которая была отмечена мною на карте.

К слову, у меня уже был опыт встречи с такой вот оградой. Я летел тогда в сумерках по грунтовой дорожке под Минском, по которой проезжал уже не один раз за последние несколько лет, и она никогда не была ничем перегорожена. Но в тот раз я успел заметить впереди себе столбики с натянутой между ними перегородкой. Я начал резко тормозить, но понял, что абсолютно не успеваю это сделать. Быстро поменяв свое решение на противоположное, я открутил ручку газа, в надежде прорвать это ограждение. К моему счастью, между столбиками был натянут шпагат, который я потом несколько минут раскручивал со своего заднего колеса и звезды. Повторять подобный опыт не хотелось, поэтому я внимательно всматривался вперед.

Наконец, участок с рукотворными препятствиями был преодолен, и я даже выехал на некое подобие дорожки. Но как-то она мне не нравилась. Я ехал и пытался понять почему. Вдруг неожиданно я понял, что еду по какой-то заросшей вырубке, ибо то слева, то справа от переднего колеса мелькали едва заметные в траве пни.

59

Как обычно, пока ты не знаешь об опасности, ты ведешь себя увереннее, но стоит заметить ее, и поступь твоя становится не такой твердой. Я стал ехать медленнее и чуть больше вилять. Закончилось же все тем, что я просто уперся в лес, который виднеется впереди на фото. Дорожка или по крайней мере ее видимость обрывалась и нигде не продолжалась. Я даже слез с мотоцикла и прошелся пешком, чтобы попытаться найти в лесу хоть какую-нибудь тропку. Ничего подобного. Возвращаться не хотелось. В этом случае у меня был только один вариант – уйти чуть в сторону и проломиться через перелесок, за которым виднелось поле. Ну а почему бы и нет? Благодаря своим предыдущим поездкам с друзьями, у меня имелся обширный опыт такого проламывания сквозь заросшие участки леса, кусты и траву, за которой можно было что-то видеть, лишь привстав на подножках. Поэтому вскоре я уже стоял на краю поля, на котором виднелся тракторный след (а ездить по полям с посевами я категорически не люблю и не считаю это правильным).

60

За этим полем оказалось еще одно, только уже не просто со следом от трактора, а какой-то дорожкой сельскохозяйственного назначения. Водители работающей там техники лишь провожали меня слегка удивленным взглядом.

Вернувшись на свой маршрут, я ехал вперед, зная, что там меня ждет еще одно испытание, а именно протекающая впереди речушка без моста. Факт ее протекания был хорошо виден на карте, ну а уж какой там был брод, и был ли он вообще – это мне было неизвестно. К счастью, все оказалось не так уж и плохо, под слоем воды просматривалось дно, поэтому я без лишних сентиментальностей в виде замеров глубины с ходу форсировал ее и был таков.

61

Но не успел я проехать и нескольких минут, как меня ждал сюрприз. Я ехал по дорожке, а слева и справа от меня раскинулось поле. И вот в этом самом поле без каких-либо видимых признаков нахождения поблизости населенного пункта стоял памятник, причем достаточно ухоженный.

62

С момента моего выезда от предыдущего геодезического пункта прошел почти час, а я проехал хорошо если половину пути до следующей остановки. Надо было спешить. Спешил я решительно до тех пор, пока через 10 минут не уперся в заградительный шлагбаум на въезде в лесной массив.

63

Наверное, вы уже догадываетесь, что я сделал дальше. Правильно, я слез с мотоцикла и пошел смотреть, с какой стороны мне его лучше объехать. Оценив ситуацию, я решил сделать это слева и, едва не завалившись со своим иксёнышем в росшую у реки траву, успешно преодолел данное препятствие. А далее я совершил достаточно скоростную поездку через этот весьма красивый и почему-то закрытый для посещения лес.

64

На выезде я успел заметить какую-то табличку, что-то говорящую про охотничье хозяйство. Ай, наверное, это мне показалось…

За лесом мне предстояло в очередной раз свернуть в поле. Оно не было перепаханным, не было засеянным. Такие поля я люблю. По ним можно лететь и представлять себя средневековым всадником, скачущим (ну да, я тоже порой скакал, кочки то никто не отменял) на своем лихом коне за удачей. Удача мне тоже не помешала бы, я приблизился к отметке геодезического знака на карте практически на расстояние 100 метров, но его нигде не было видно. Впереди лишь островки леса и поле.

65

И позади меня тоже поле, пустынное и безмятежное (да, именно от того виднеющегося вдали леса я по нему сюда и приехал).

66

Но все оказалось гораздо проще. Стоило мне проехать немного вперед, как справа от себя я заметил притаившийся за деревьями геодезический знак.

68

Он тоже слегка помят, но обкопан и по большей части цел.

70

Вот и мое победное фото рядом с ним. Ура! Еще один пунктик программы выполнен.

69

А что же мой иксёныш? Стоит себе припаркован в перепаханном поле.

71

Можно было прикопать его заднее колесо, но я решил поставить его на подножку.

67

А как его поставить на подножку в рыхлую землю в поле? Это вам не спортбайк запарковать на асфальте. Но тоже, не так уж и сложно. Наклоняете мотоцикл вместе с подножкой, делаете ямку в грунте, затем подкладываете туда мелкие камушки, потом еще и еще. Вот у вас уже и готов прочный фундамент, на который можно опереть своего друга и спокойно идти заниматься своими делами.

А дел у меня много, на участок маршрута, на который я отводил себе полчаса, пришлось затратить в 3 раза больше времени. Мне хочется задержаться здесь, побыть в тишине полей, но нельзя. Я возвращаюсь тем же полем к деревне, проезжаю километров 10 по грунтовке и выезжаю на асфальт. Ну вот, может мои берцы хоть немного обсохнут на скорости. Они конечно не мокрые насквозь, но сырость и влага чувствуются. Ха-ха, наивный глупец, кто ты такой, чтобы загадывать наперед, что будет?

Мой следующий геодезический пункт Ивье находится прямо в центре лесного массива перед одноименным городом. По карте к этому пункту ведет лесная дорожка, а там еще пару сотен метров пешком (а может и доехать удастся) и порядок. На съезде с асфальте в лес меня встречают несколько припаркованных у обочины машин и целая серия луж на дорожке. Я начинаю объезжать первую большую лужу, зачем-то останавливаюсь на ее краю, чтобы обдумать, как лучше объехать следующую, и не замечаю, как мотоцикл начинает клониться вправо. А опереться то там не на что. Там лужа. Беда. Но думать уже поздно, этим надо было заниматься раньше. Мне остается лишь выставить правую ногу и плюхнуться ею в эту самую лужу. При этом мотоцикл достаточно сильно наклоняется, и моя правая боковая сумка также не избегает этой участи. Ну вот надо же, на ровном месте и такое. Почти на ровном.

Я выбираюсь из этой лужи, и несусь по дорожке к своей лесной точке. Доеду, там буду разбираться. Приехав же на место, обнаруживаю, что никаких съездов или тропок к геодезическому знаку нет. Поэтому, дабы не оставлять своего иксёныша на виду, загоняю его насколько это возможно (а то ж еще и обратно его выкатывать) в лес и начинаю осматривать сумку. Внутри ничего промочиться не успело, все же я мотоцикл достаточно быстро вернул в вертикальное положение, однако водозащитный чехол сумки как-то странно провис. Это естественно, он же набрал воды из лужи. Теперь он грязный снаружи и изнутри тоже. Снимаю перчатки, выливаю воду из чехла. Теперь мои руки тоже не чище. Рву траву и пытаюсь вытереть все это безобразие. Все вокруг сырое, мотоцикл и сумки грязные, я тоже грязный и мокрый. Ну и черт с ним, зато я близко от своей очередной цели. Снимаю навигатор с мотоцикла и устремляюсь в гущу леса.

Я иду и пытаюсь высмотреть в лесу геодезическую вышку, но нигде не вижу ее. Оно и немудрено, ее попросту нет. Вместо нее я нахожу лишь место, где она стояла.

72

Ошибиться здесь невозможно. Это точно такой же обкопанный холмик, который я видел и на всех предыдущих точках.

73

А вот куда подевалась вышка? Этого мне здесь никто не скажет. Может разве дятлы, которые активно стучат тут по деревьям? Но, увы, азбуку Морзе и их язык я не знаю, так что как есть, так есть.

74

Я пробираюсь обратно к моему иксёнышу. Прогулка по сырому лесу не добавила мне сухости. Но это даже и к лучшему. Теперь мне можно не объезжать встречающиеся на пути лужицы, можно смело ступать в высокую траву и продираться сквозь заросли. Мне вообще теперь все можно. Я сам себе хозяин. Я в экспедиции.

После леса меня снова ждет скоростной асфальтный участок. Я несусь по нему, пока моему взору не открывается Костел святого Казимира в Липнишках, окончательно достроенный в 1927 году в стиле неоготики. Он облицован гранитом и входит в десятку самых красивых храмов Гродненщины.

75

Но Дуга Струве еще более древняя. Вернемся к ней. Мне предстояло найти пункт Даукны, и по карте все выглядело легко. Съезд с асфальта, метров 400 по лесной дорожке, и дело в шляпе. Но и тут все оказалось не так просто.

Во-первых, я не утерпел и срезал часть пути через поле. Затем постарался вернуться на маршрут и найти хотя бы один из двух отмеченных мною съездов, но ни один из них на самом деле не существовал. Я еще раз посмотрел карту и решил прорваться к геодезическому пункту со стороны расположенного рядом карьера. Въезд запрещен? Где это написано? На табличке? Да неужели? Не может быть. Я не умею читать. Разучился. Временно.

76

Я дал круг по карьеру, но его окружал густой лес без какого-либо намека на тропинки. Вот мой след в доказательство.

77

Я вернулся обратно и попытал счастья еще с одной стороны. На этот раз удалось подобраться поближе, но уходящая в лес тропинка постепенно в нем же и растворилась. Я заехал в горочку настолько, насколько мне это было удобно, и оставил своего иксёныша отдыхать в промокшем осеннем лесу.

79

78

А сам же снова отправился пешком на поиски. Минут через десять мои старания были вознаграждены. Я нашел столбик, возвещающий о том, что это место охраняется государством.

80

Подойдя поближе, я обнаружил, что под охраной находится совсем не геодезическая вышка, а дырка в земле.

82

Да, тут есть о чем призадуматься.

81

Отойдя чуть в сторону, я обнаружил достаточно большой металлический цилиндр, торчащий из земли.

83

Вот вам очередная загадка. Что это за объект в лесу и какового его предназначение?

84

От него вглубь леса уходила какая-то дорожка. Я объехал это место с трех сторон, а видимо надо было с четвертой. Ну, не всегда же должно везти. И это, в принципе, радует, значит я не дурак. Возвращаюсь на своем иксёныше на асфальт и двигаюсь дальше, а когда проезжаю агрогородок Дворище, то натыкаюсь на старинную водяную мельницу.

85

Она была построена в конце XIX века и функционировала еще даже после Второй мировой войны. Хотя сейчас это строение выглядит разрушенным и заброшенным.

85a

Не успев толком отъехать от мельницы замечаю рядом с дорогой еще одно строение, выполненное в том же стиле.

86

Тоже без крыши и с трещинами в стенах.

86a

Видимо, здесь раньше было чье-то имение. Но времени на тонкости и детали нет, уже 14 часов и мне остается лишь 3 часа на активные действия, потом нужно будет становиться на ночлег. Однако я не могу не остановиться и не заснять те великолепные места, по которым я проезжаю.

87

Осенняя пора чудесна. Вот стоят уже полностью готовые к зиме деревья, они сбросили все свои листья и ждут снега. Рядом с ними еще горят золотом те, кто не готов так быстро расстаться со своей красотой. А через дорогу от них лежит зеленое поле, как будто и нет никакой осени, это просто позднее лето такое.

Вскоре я добираюсь к деревне Бернути под Лидой, преодолеваю грязевой участок и в очередной раз въезжаю в лесной массив. Ух ты, а дорога то идет совсем рядом с крутым обрывом. Да и геодезический пункт Черники должен быть где-то здесь. Пора остановиться. Я слезаю с иксёныша, вооружаюсь навигатором и отправляюсь на поиски указанного пункта. Это что это получается? Навигатор показывает мне, что нужно спускаться прямо в обрыв. Эх, ну раз надо, значит надо. Стараюсь двигаться осторожно, чтобы только не начать скользить вниз. Так, с этим справились. Что дальше? А дальше нужно подняться на противоположный склон. Туда идет какая-то тропка. Уже хорошо. Забираюсь туда и не могу не сделать пару снимков.

88

89

Все то же буйство красок. Ну а также можно оценить высоту и крутизну склонов. Никаких геодезических вышек не видно, поэтому я пытаюсь определить точное место строго по навигатору, но что-то он не сильно хочет показывать мое точное местоположение. Все перемещения отображаются на нем как будто рывками, поэтому я решаю загрузить другую программу. Она работает лучше, но показывает, что мне нужно вернуться несколько в обратном направлении. Что ж, слушаюсь и повинуюсь. Подхожу к краю очередного обрыва и мне открывается следующая картина.

90

Куски бетона и железа. Ага, да и сами обрывы больше похожи на искусственные. Вспоминаю, что где-то под Лидой стояли наши ракетные части. Может я на одной из бывших стартовых позиций?

Я увеличиваю масштаб и продвигаюсь все ближе к заветной метке на экране. Снова нужно залазить на крутой склон. Весьма крутой.

91

Хорошо, что здесь есть за что зацепиться. От дерева к дереву карабкаюсь по склону и выбираюсь наверх. Отчаянно пытаюсь найти хоть что-нибудь напоминающее обкопанные места установки геодезических вышек, которые я видел ранее. Но нет, ничего похожего здесь нет. Скорее всего когда-то геодезический знак находился поблизости от того места, где начинается обрыв, и его попросту выкопали при формировании искусственного котлована. Делать нечего, фотографируюсь рядом.

92

А на обратном пути я делаю следующую фотографию.

93

Нет, я не сошел с ума, и это не мои штаны. Люди, если кто-то их потерял или забыл где оставил, обращайтесь, я дам точные координаты.

Далее я составил свой маршрут так, чтобы проехаться через Лиду. Во-первых, там я собирался заправиться. Во-вторых, я никогда не был в Лиде. В-третьих, мне хотелось хотя бы одним глазком по-быстрому взглянуть на Лидский замок.

В результате я сфотографировал северную стену замка.

94

А также сделал серию снимков со стороны Замкового озера.

95

96

Ловись рыбка большая и маленькая.

97

После Лиды я совершил скоростной перегон по грунтовке на 10 километров, чтобы остановиться у Костела Святого Михаила Архангела в деревне Белогруда, построенного в 1908 году в неороманском стиле.

98

А еще спустя минут 20 я снова припрятал своего иксёныша возле дорожки и пробирался по лесу в поисках очередного геодезического пункта Фальковщизна. Поверьте мне, если бы все эти пункты находились где-нибудь совсем рядом возле дорог или в легко доступных местах, то это было бы совсем не так интересно. Я помню каждый лес, по которому мне пришлось бродить, и все они по-своему разные. Дикая природа и человек в ней, поначалу совсем чужой, но постепенно вливающийся в нее, перенимающий ее ритм жизни и потихоньку перестающий выглядеть как чужеродный элемент. Это поистине интересный и захватывающий процесс.

Сначала я увидел меж деревьев желтый столбик с табличкой.

103

Вот это да, государство охраняет этот геодезический знак и не дремлет. Быть может, и я сейчас тоже нахожусь по его охраной? Можно несколько расслабиться…

На этот раз охраняется не дырка в земле, а выступающий из нее бетонный столбик.

101

102

Вот, позвольте я лично покажу вам его.

99

100

В отличном расположении духа я возвращался к своему иксёнышу. Меня смущал лишь тот факт, что до времени, когда следовало переходить к подготовке места ночевки, оставалось всего полчаса. Ну и ладно, полчаса, это ж целых тридцать минут. Еще можно столько успеть, ого-го…

Я выехал из леса прямо к линии электропередач. Обычно возле таких линий идет специальная дорога для их обслуживания. Иногда она полностью зарастает. Но в этот раз мне повезло, вдоль линии шла песчаная полоса. Отлично, это ж просто шоссе. Могло быть гораздо хуже.

104

Весело пробуксовывая на особо песчаных или затопленных участках, я помчался по направлению к трассе. Да, асфальтированные участки тоже нужны. Они вносят определенное разнообразие и позволяют затем получать более полное удовольствие от тех мест, которые находятся вдали от автомобильных магистралей.

Я даже и не заметил, как приехал в Докудово. Здесь я остановился, чтобы сфотографировать Церковь Рождества Святой Богородицы, построенную из булыжного камня в 1867 году.

105

А еще через несколько минут я поймал в объектив своего фотоаппарата и сам геодезический пункт Докудово.

106

Постойте, там же кто-то есть. Неужели, этот человек тоже идет по дуге Струве, как и я?

107

Ага, оборудование. Да эта вышка, кажись, используется по своему прямому назначению.

108

Поле чем-то засеяно. Оставляю мотоцикл и иду пешком. Так, посмотрим, что тут у нас.

111

Все ясно. Могу вам четко доложить, что вот таким вот образом осуществляется трассировка будущих линий электропередач от нашей строящейся АЭС.

110

А вот и человек, который непосредственно причастен к нашему светлому, как я надеюсь, атомному будущему.

112

Похоже, что это мой последний пункт на сегодня. Если замахнуться на большее, то придется ночевать под елкой. Вдалеке взлетает большая стая птиц, и я успеваю ее сфотографировать. Не все же пейзажной съемкой мне заниматься.

109

Где же мне сегодня ночевать? Может выехать к берегу Немана? Нет, так можно и до темноты провозиться с выбором места. Поэтому я решаю остановиться в ближайшем лесном массиве. Я проезжаю пару километров вперед по дороге и сворачиваю на идущую вдоль леса полевую дорожку, а затем, после непродолжительной рекогносцировки, выбираю себе небольшую полянку. Теперь пора задуматься над тем, какого рода шалаш я себе буду делать.

А вообще, что тут долго думать. Взгляд мой падает на небольшое деревце, и я тут же представляю, как все должно выглядеть. Нагибаем, примеряем, замеряем, обтесываем себе подходящий колышек, фиксируем всю конструкцию, накидываем брезент и плащ-палатку, дополнительно закрепляем и их тоже – вуаля, все готово.

113

Вот для чего нужен колышек. Это основной элемент моей конструкции. Если я его слабо закрепил, то весь мой шалаш ночью взлетит в воздух, и я рискую увидеть звезды.

114

Хотя, какие звезды, по прогнозу впереди одни дожди…

Темнело, я развел костер, сытно поужинал и вскоре сидел возле него с чашечкой кофе, приятно вспоминая все события минувшего дня и строя планы на день завтрашний. Все хорошо, все отлично. Как говорил герой Олега Куваева из романа «Территория» Сергей Баклаков: «Нет никаких пределов, и нет никаких границ. Идет нормальная вечная жизнь».

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someone